Сарафанное радио (Word of mouth — WOM) — так называют способ передачи информации в процессе личного общения: рекомендации, советы, оценки и т. п. Это может быть разговор (в том числе — телефонный), обмен SMS и email, диалог в чате, обмен мнениями в комментариях блога, на форуме или доске сообщений. Термин распространяется на такие явления, как слухи, сплетни, намеки, молва, но лишь частично — как на способы распространения позитивной информации.

 

Причина возникновения

Совершенно очевидно (и это подтверждают исследования) — люди склонны больше доверять мнению, высказанному в личном общении, нежели массовой информации. Получатель сообщения предполагает, что источник, его знакомый говорит искренне и без каких-либо скрытых мотивов. Однако такую доверчивость более-менее успешно используют маркетологи. Комплекс WOM-маркетинга включает множество техник: распространение слухов, блоггинг, вирусный маркетинг, группы поддержки (grassroots), спонсорство, «посольские» программы (ambassador program; миссионерская активность нанятых знаменитостей), работа с разного рода самиздатом.

 

Как работает

Для того чтобы запустить процесс передачи информации по «сарафанному радио» и управлять им, используются рекламные и вирусные технологии. Довольно популярен метод маркетинга через лидеров мнений, сообщение передается через ключевые фигуры, имеющие авторитет в определенном сегменте целевой аудитории.

 

WOM-маркетинг влияет на жизненный цикл товаров культурного назначения, что было подтверждено математическим моделированием.